Начало 12 апреля 2024 года. Окончание 10 мая 2024 года включительно.
125 лет назад в городе открылась первая линия электрического транспорта. Тогда трамваи могли разгоняться до 25 км/ч, их современные собратья «Витязи-Москва» могут развивать скорость до 75 км/ч.
Вопрос 1. Как утепляли вагоны трамваев в конце XIX – начале XX веков в Москве?
Современные трамваи оснащены системой климат-контроля, которая автоматически поддерживает комфортную температуру в салоне. Даже зимой в таких вагонах тепло. 100 лет назад трамваи не отапливались, и московские трамвайщики тех лет придумали защиту пассажиров от холодов.
На пол стелили солому, поручни обматывали сукном, замерзшие оконные стекла натирали солью | |
Наливали пассажирам горячий чай | |
Ездили на трамваях только весной, летом и осенью | |
Разводили небольшие костры в салоне | |
Заколачивали окна фанерой |
Ответ: На пол стелили солому, поручни обматывали сукном, замерзшие оконные стекла натирали солью
В вагонах первых трамваев зимой для удобства пассажиров укладывали подстилки из соломы для ног, металлические поручни обматывали сукном, чтобы не мерзли руки, а замерзающие окна натирали солью.
Вопрос 2. Какое народное имя получил трамвай под буквой «В»?
В 1911 году в Москве появились знаменитые буквенные трамваи. Первый под буквой «А» москвичи любовно прозвали «Аннушка». Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. Чуть позже на маршрут по Садовому кольцу вышел трамвай под буквой «Б». Его ласково называли «Букашка». Вслед за ним появился кольцевой маршрут «В». Буква в названии этого трамвая официально обозначала «Восточное кольцо».
«Восточный» | |
«Восточный экспресс» | |
«Верочка» | |
«Верушка» | |
«Таганка» |
Ответ: «Верочка»
Пассажиры ласково называли трамвай «Верочка». В начале XX века это был кольцевой маршрут. Он проходил от Красной площади, через Замоскворечье, Таганку, Лефортово, Комсомольскую площадь, Мясницкую улицу, Театральный проезд и вновь приезжал на Красную площадь. Впоследствии маршрут «В» неоднократно менялся, после войны он кольцевой трассой связывал Замоскворечье и Таганку с районом завода «ЗиЛ».
Вопрос 3. Почему Константина Паустовского перевели из вагоновожатых в кондукторы?
Константин Паустовский в 1914 году служил на московском трамвае кондуктором. Это известный факт из биографии писателя. Однако будущий классик отечественной литературы успел также поработать и вагоновожатым (так тогда называли водителей трамвая). Правда, совсем недолго.
Он не сдал сложный экзамен на знание Москвы | |
Ему больше нравилось общаться с пассажирами | |
Трамвай, которым управлял Паустовский, врезался в молоковоз | |
Из-за проблем со зрением | |
Не успевал водить трамваи из-за учебы |
Ответ: Трамвай, которым управлял Паустовский, врезался в молоковоз
Константина Паустовского разжаловали в кондукторы из-за ДТП. Перед трамваем, которым он управлял, выехала машина, перевозящая молоко, и медленно продолжила движение по рельсам, создав пробку. У молодого вагоновожатого сдали нервы, и он прибавил скорость, в результате чего врезался в ехавший впереди молоковоз.
Вопрос 4. А какими цветами горел маршрут под номером 19?
В 30-е годы XX века трамвайное движение в Москве стало более интенсивным. По одним и тем же улицам проходило сразу несколько маршрутов с минимальными интервалами. Тогда у трамваев по обе стороны от номера маршрута появились цветные фонари. Нужны они были для того, чтобы стрелочник видел номер издалека и успевал заранее перевести перед вагоном стрелку. Через какое-то время определять маршрут приближающегося трамвая по цветным огонькам научились и пассажиры. Линзы были разных цветов, и каждая соответствовала определенной цифре: красный цвет линзы — 1, зеленый — 2, синий — 3, желтый — 4 и так далее. К примеру, 41-й маршрут светился желтым и красным цветом.
Голубым и коричневым | |
Красным и бледно-лунным | |
Белым и красным | |
Синим и белым | |
Фиолетовым |
Ответ: Красным и бледно-лунным
Фонари, установленные на крыше 19-го маршрута, светились красным и бледно-лунным цветами. Красный цвет линзы означал 1, зеленый — 2, синий — 3, желтый — 4, оливковый — 5, фиолетовый — 6, голубой — 7, коричневый — 8, бледно-лунный — 9, а бесцветная линза — 0. Система цветового обозначения маршрутов просуществовала на московском трамвае до середины 60-х годов ХХ века.
Вопрос 5. На каком заводе изготавливались трамваи для Москвы?
В первые дни Великой Отечественной войны для нужд армии из столицы было мобилизовано 800 автобусов. Основная нагрузка легла на трамвайную сеть. За годы войны составы значительно износились. После победы было принято решение построить для города новые вагоны. Первые трамваи были выпущены к 800-летию Москвы, которое отмечалось в сентябре 1947 года. Их выпустил завод, производивший фронтовые истребители Як-7 и Як-9.
Бакинский авиационный завод | |
Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина | |
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» | |
Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова | |
Тушинский машиностроительный завод |
Ответ: Тушинский машиностроительный завод
Трамваи МТВ-82 начали выпускаться в 1947 году на Тушинском машиностроительном заводе. В те годы это предприятие называлось «Авиационный завод № 82», и именно поэтому новая серия трамваев получила обозначение 82, а аббревиатура МТВ расшифровывалась как Московский ТрамВай.
Вопрос 6. Какой трамвай прославился в кино?
В Москве есть трамвай, который стал «кинозвездой». Вагон снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита» (1994 г.) и других. До своей кинокарьеры трамвай работал на маршрутах города.
МТВ-82 | |
КМ | |
КТМ-8 | |
«Татра-Т3» | |
«Витязь-Москва» |
Ответ: КМ
Трамвай-актер КМ № 2170 был произведен в 1930 году на Коломенском заводе. Это единственный вагон серии КМ, который сохранился до наших дней в Москве. Еще один находится в Нижнем Новгороде.
Вопрос 7. Какие еще документы при себе должен иметь водитель трамвая, не считая водительских прав?
Водить трамваи — ответственная работа. Каждое утро современные вагоновожатые проходят предрейсовый медицинский осмотр, получают путевой лист, бортовой журнал и рацию. У них должно быть водительское удостоверение категории ТМ.
Карту дорог Москвы | |
Проездной на все виды городского транспорта | |
Документы на владение трамваем | |
Удостоверение на допуск к работе с техникой с напряжением до 1 000 вольт | |
Справочник экстренных служб города |
Ответ: Удостоверение на допуск к работе с техникой с напряжением до 1 000 вольт
Каждый водитель московского трамвая, помимо водительских прав, должен при себе иметь удостоверение на допуск к работе с техникой с напряжением до 1 000 вольт.
Вопрос 8. На какой маршрут вышел 400-й по счету трамвай «Витязь-Москва»?
Современные «Витязи-Москва» впервые появились на улицах Москвы в 2017 году. У трамваев нового поколения низкий уровень пола, они адаптированы для проезда маломобильных пассажиров. Максимальная вместимость одного вагона — более 200 человек. Салон оборудован системой климат-контроля, медиаэкранами с полезной информацией, камерами видеонаблюдения, бесплатным Wi-Fi, а также разъемами для зарядки мобильных устройств. Сегодня в Москве уже более 400 «Витязей-Москва».
№ 1 (Чертаново Южное — Москворецкий рынок) | |
№ 11 (Останкино — 16-я Парковая улица) | |
№ 6 (Станция метро «Сокол» — Братцево) | |
№ 14 (Станция метро «Университет» — Станция метро «Октябрьская») | |
№ 28 (Проспект Маршала Жукова — Станция метро «Сокол») |
Ответ: № 6 (Станция метро «Сокол» — Братцево)
400-й трамвай «Витязь-Москва» вышел в октябре 2021 года на маршрут № 6, трасса которого проходит от станции метро «Сокол» до Братцево.